МКОУ "Хаджалмахинская ООШ"
Хаджалмахи
  • Школьный театр

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хаджалмахинская ООШ» Согласовано Заместитель директора по УВР _________Халимбеков А.А. «28» августа 2022 г. Утверждено Директор _________ Османов Г.К. Приказ № 4 «28» августа 2023г. Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» Срок реализации 1 год Составитель: учитель н/класса Магомедова Х.М. С.Хаджалмахи 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» имеет художественную направленность. Уровень программы Уровень программы – ознакомительный. Актуальность программы С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека. При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Школьный театр». Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» разработан в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2. Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности». Содержание курса направлено на развитие творческих способностей обучающихся, формирование коммуникативных качеств, систему ценностей. Цель курса «Школьный театр» – приобщение обучающихся к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социальноактивной личности средствами театрального искусства.Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающихся. Основная идея курса —развитие творческих способностей обучающихся, формирование коммуникативных качеств, систему ценностей. Задачи курса: Образовательные: • обучить основам сценического действия; • познакомить с основным языком театрального искусства; • познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности; • дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины; Развивающие: • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу, образное мышление; • научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; • способствовать развитию культуры речи. Воспитательные: • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело; • воспитывать культуру поведения в театре; • формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа; • содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса; • содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседыо театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способностик состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности. В программу входят теоретические и практические знания. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты: • особенности театра как вида искусства; • виды театров; • правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); • театральные профессии; • теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи; • упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; • упражнения для снятия мышечных зажимов; • базовые упражнения для проведения актерского тренинга; • правила проведения рефлексии. Уметь: • ориентироваться в сценическом пространстве; • выполнять простые действия на сцене; • взаимодействовать на сценической площадке с партнeром; • произвольно удерживать внимание на заданном объекте; • создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ; • передавать образы с помощью вербальных и невербальных выразительных средств. Личностные результаты: • умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; • приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы товарищей; • стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Метапредметные результаты: • приобретение навыков самоконтроля и самооценки; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Формы и методы работы с обучающимися,предусмотренные программой: Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление о искусстве театра, развитие творческих способностей и формирование социальноактивной личности средствами театрального искусства.Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающихся. 1. Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование 2. Групповые: творческие группы, тренинги 3. Коллективные: конкурсы, праздники, игры, презентации, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, работниками культуры и искусства. Занятия курса рассчитаны на 34 учебных часов для обучающихся 1класса раз в неделю. Школьный театр как одна из форм дополнительного образования детей На сегодняшний день дополнительное образование детей является неотъемлемой частью основного общего образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Таким образом, дополнительное образование детей удовлетворяет потребность обучающихся в самореализации и позволяет им самоопределиться профессионально. Дополнительные образовательные программы помогают детям формировать индивидуальное мировоззрение, собственное мнение. Обучающиеся получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит – учатся сотрудничеству и сотворчеству. Можно выделить несколько основных функций дополнительного образования: 1) образовательная – получение ребенком новых знаний, умений и навыков; 2) воспитательная - определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре; 3) функция социализации – приобретение ребенком основных навыков воспроизводства социальных связей, освоение социального опыта; 4) интеграционная - создание психологического климата, позволяющего объединить взрослых и детей не только в рамках учреждения дополнительного образования, но и в повседневной жизни; 5) функция самореализации – личностное саморазвитие, самоопределение ребенка в культурно и социально значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха; 6) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов; 7) компенсационная - предоставление ребенку в избранных им сферах творческой деятельности определенных гарантий достижения успеха; 8) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; 9) профориентационная - содействие определению жизненных планов ребенка, предпрофессиональную ориентацию, формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности. Перечисленные функций показывают, что дополнительное образование детей должно стать неотъемлемой частью любой образовательной системы. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: • художественно-эстетическое; • научно-техническое; • спортивно-техническое; • эколого-биологическое; • физкультурно-оздоровительное; • туристско-краеведческое; • военно-патриотическое; • социально-гуманитарное; • культурологическое; • экономико-правовое. Театральная деятельность в школе стоит на стыке двух направлений: социально-гуманитарного и художественно-эстетического. Школьный театр позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах: • в создании драматического содержания, т. е. в интерпрета¬ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине¬нии вариативного, либо собственного сюжета; • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адек¬ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази-тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения; • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со¬провождения, афиш, программок. Основные приёмы театральной педагогики: • активные действенные формы подачи и усвоения материала; • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия; • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя; • сюжетное построение урока • ролевая игра; • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики; • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности; • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей; • ориентация на достижение конечного творческого результата. Создание школьного театра как формы дополнительного образования детей позволяет у обучающихся сформировать следующие УУД: Личностные УУД. Театральная деятельность - благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка. Происходит формирование этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы, проявляются индивидуальные творческие способности, происходит осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Регулятивные УУД. Театральная постановка – продукт совместной деятельности. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Занятия театральной деятельностью воспитывают дисциплину - чёткую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам. Познавательные УУД. Работа над спектаклем (конечным продуктом деятельности) предполагает осознание значимости чтения и изучения литература как средства познания мира и себя в этом мире, даёт повод для работы мысли. Коммуникативные УУД. Детский театр – одна из эффективных форм речевого развития детей. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, расширять словарный запас. Театр помогает решить важную проблему социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театр даёт детям образец для подражания, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. В процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – главные задачи воспитания ребенка, которые проще и интереснее решать в процессе работы над спектаклем. Более того, театральная деятельность становится особенно уместна и в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательные школы, где в деятельность включаются все дети, независимо от состояния их здоровья и личностных особенностей. Главное - каждому подобрать правильную роль. И тогда каждый ребенок, даже имеющий проблемы с речью, проблемы физического и психического характера может почувствовать себя равным среди равных. Список литературы 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 2.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002. 3.Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000. 4.Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды/Басина Н.А., Сулимова Н.П. и др.- М: Просвещение, 2003 г. Интернет-источники https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/vospitatelnaya-rabota/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-shkol-ob-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-s-ispolzovaniem-vozmozhnostej-teatralnogo-isku.html СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: Раздел 1. «Азбука театра» ( 2часа) Тема 1.1.Вводное занятие. (1 час).Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимомзанятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Устав и название коллектива. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр». О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному». Тема 1.2Театр как вид искусства.(1часа). Особенности театрального искусства. Виды театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра. Театральные профессии. Актер – главное «чудо». Раздел 2. «Сценическая речь» (6часов) Тема 2.1. Предмет сценической речи(1 час)Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный массаж. Тема 2.2. Художественное чтение.(1 час) Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом Тема 2.3.Выразительное чтение.(1час)Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи, посыл звука в зрительный зал. Участие в играх на выразительность и громкость голоса: «Оркестр», «Метание звуков», «Звук и движение». Тема 2.4.Дикционные упражнения(1час)Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок. Голосовой тренинг. Выразительное чтение по ролям. Разучивание и инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов. Тема 2.5.Развитие навыка логического анализа текста.(1час)Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения. Тема 2.6.Игры со словами и звуками . (1 час)Участие в играх со словами и звуками: «Ворона», «Чик-чирик», «Мишень», «Сочиняю я рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п. Раздел 3.Актерская грамота. (6часов) Тема 3.1. Работа актера над собой.(1 час) Тема 3.2. Особенности сценического внимания.(1час)Особенности сценического внимания. Тренинги на внимания Тема 3.3.Значение дыхания в актерской работе. (1 час)Значение дыхания в актерской работе. Выполнение упражнений: на развитие сценического внимания. Работа над дыхание. Тема 3.4.Мышечная свобода. (1 час)Мышечная свобода. Зажим. Тренинги и выполнение упражнений с приемами релаксации Тема 3.5.Понятие о предлагаемых обстоятельствах. (1 час)Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Выполнение этюдов: на достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова, этюдов-наблюдений. Тема 3.6.Сценическая задача и чувство. (1час) Сценическая задача и чувство. Выполнение упражнений на коллективную согласованность действий Раздел 4. Предлагаемые обстоятельства. (Театральные игры)4 часов. Тема 4.1. Понятие «театральная игра». (1час) Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Тема 4.2.Понятие «Предлагаемые обстоятельства». (1 час) Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Тема 4.3.Составление этюдов. (1час)Составление этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам. Тема 4.4.Импровизация. (1час)Выполнение музыкальных этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки». Раздел 5.Ритмопластика.( 5 часов) Тема 5.1. Пластика.(1час)Мышечная свобода. Жесты.Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев) Тема 5.2.Тренировка суставно-мышечного аппарата.(1час) Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения.Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тема 5.3.Речевая и двигательная гимнастика.(1час) Речевая и двигательная гимнастика. Выполнение упражнений при произнесении элементарных стихотворных текстов.Произношение текста в движении. Тренировочный бег. Бег с произношением цифр, чтением стихов, прозы Тема 5.4.Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы.(1час) Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Перестроение в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном ритме. Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического рисунка, для развития актерской выразительности Тема 5.5.Пластическая импровизация на музыку разного характера.(1час) Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх на определение сценического образа через образ музыкальный. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.)в темпе музыкального произведения. Раздел 6.Работа над инсценировками.( 17 час) Тема 6.1.Работа над инсценировками. (3 часа)Чтение литературного произведение. Разбор. Тема 6.2.Работа над инсценировками.(2часа)Разбор. Читка по ролям. Тема 6.3.Работа над инсценировками.(3 часа)Разучивание текстов.Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Тема 6.4.Работа над инсценировками.(2 часа)Разбор мизансцен.Выполнение сценического действия, своей задачи. Тема 6.5.Работа над инсценировками.(3 часа)Выполнение сценического действия, своей задачи.Прогон. Тема 6.6.Работа над инсценировками.(4 часа)Сценическая оценка. Прогон. Раздел 7.Творческий отчет.(2 часа) Тема 7.1.Премьерный показ. ИТОГО: 34 часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название раздела,тема занятия Кол.часов Раздел 1. «Азбука театра» (2 часа) 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 1.2. Театр как вид искусства. 1 Раздел 2. «Сценическая речь» (6 часов) 2.1. Предмет сценической речи. 1 2.2. Художественное чтение. 1 2.3. Выразительное чтение. 1 2.4. Дикционные упражнения 1 2.5. Развитие навыка логического анализа текста 1 2.6. Игры со словами и звуками 1 Раздел 3. «Актерская грамота» (6часов) 3.1. Работа актера над собой. 1 3.2. Особенности сценического внимания. 1 3.3. Значение дыхания в актерской работе. 1 3.4. Мышечная свобода. 1 3.5. Понятие о предлагаемых обстоятельствах 1 3.6. Сценическая задача и чувство. 1 Раздел 4. «Предлагаемые обстоятельства. (Театральные игры)»4 часов. 4.1. Понятие «театральная игра». 1 4.2 Понятие «Предлагаемые обстоятельства» 1 4.3 Составление этюдов. 1 4.4 Импровизация 1 Раздел 5.Ритмопластика. (5 часов) 5.1 Пластика. 2 5.2 Тренировка суставно-мышечного аппарата 2 5.3. Речевая и двигательная гимнастика. 2 5.4. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. 2 5.5. Пластическая импровизация на музыку разного характера 3 Раздел 6.Работа над инсценировками. (20 час) 6.1. Работа над инсценировками. Чтение литературного произведение. Разбор. 4 6.2. Работа над инсценировками. Разбор. Читка по ролям. Читка по ролям. 3 6.3. Работа над инсценировками.Разучивание текстов. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Этюдные репетиции на площадке. 4 6.4 Работа над инсценировками.Разбор мизансцен.Выполнение сценического действия, своей задачи. 2 6.5. Работа над инсценировками.Выполнение сценического действия, своей задачи. Прогон. 1 6.6. Работа над инсценировками.Сценическая оценка. Прогон. 3 Раздел 7.Творческий отчет.(1 час) 7.1 Премьерный показ. 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975; 8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995; 9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; 12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970. Интернет-ресурсы: 1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.sht МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Требования к помещению для занятий: • проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014, № 41); • аудио и видеоаппаратура (компьютер); • игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга; • элементы театральных (сценических) костюмов; • предметы мелкого реквизита для этюдов. • Требования к мебели: • наличие ученических столов и стульев согласно (СанПиН

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie